|
Функциональная грамотность
|
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает "грамотность", которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
-
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
-
1) направленность на решение бытовых проблем;
-
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
-
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
-
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотный человек – это личность:
- владеющая современными информационными технологиями;
- проявляющая самостоятельность в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющая нести ответственность за свои решения;
- владеющая приемами учения;
- обладающая набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
- хорошо владеющая устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- легко адаптирующаяся в любом социуме и умеющая активно влиять на него;
- для которой поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление.
Мониторинг формирования функциональной грамотности - это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году - 4, 8 классы).
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с "навыками 21 века", - функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
Электронный банк заданий
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий
Открытые задания
Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы "Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов
План работы (дорожная карта) ГБОУ ООШ с.Жигули по развитию ФГ обучающихся 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Креативное мышление"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Естественнонаучная грамотность"
Расписание занятий по функциональной грамотности
Аналитическая справка o результатах диагностической работы по математической грамотности обучающихся 9-го класса
Аналитическая справка o результатах диагностической работы по математической грамотности обучающихся 9-го класса
Аналитическая справка o результатах диагностической работы по читательской грамотности обучающихся 9-го класса
|